|
01.08.11
|
|
29.07.11
|
|
22.06.11
|
|
10.06.11
|
|
24.05.11
|
|
13.04.11
|
|
|
В данном разделе записей нет, приносим извинения.
|
|
Научно-методическая деятельность
|
|
Структура научно - методической службы
В отличие от традиционной методической службы, формируемой в основном по принципу «предметности» (предметные, цикловые комиссии), данная модель Научно - методической службы построена по функционально-предметному принципу и состоит из следующих структурных элементов:
- научно-методический совет;
- научно-методический центр;
- городская экспериментальная площадка
- совет городской экспериментальной площадки
- экспериментальная лаборатория;
- временные творческие коллективы;
- группа мониторинга;
- экспертная группа;
- научно-практическая конференция;
- редакционно-издательская группа;
- служба стандартизации,
- курсы повышения квалификации.
Научно-методический совет является организационно-управленческим органом научно-методической службы Колледжа и создается в целях повышения качества образовательного процесса и подготовки специалистов, организации и развития научно-методической и опытно-экспериментальной работы, управления инновационными процессами в образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива
Научно-методический центр является структурным подразделением научно- методической службы колледжа, находится в непосредственном подчинении научно-методического совета, в своей деятельности обеспечивает реализацию целей и задач, поставленных перед службой и советом. В период между пленарными заседаниям научно-методического совета обеспечивает непосредственное руководство научно-методическим процессом колледжа.
Приоритетными направлениями деятельности методического центра являются:
информирование педагогических работников о достижениях педагогической науки и практики,
оказание им научно-педагогической помощи в качественном осуществлении учебно-воспитательной деятельности, в создании авторских программ, эталонов учебно - методических материалов, инновационных педагогических технологий; в составлении учебной и планирующей документации, подготовке докладов и выступлений на конференциях, педагогических чтениях;
повышение профессиональной квалификации и методического мастерства
педагогических работников;
изучение, описание и внедрение передового опыта учебно-воспитательной и
научно-методической работы, инновационной деятельности педагогов через
систему проблемных семинаров, чтений, конференций, методических выставок,
презентационных недель цикловых комиссий;
накопление и систематизация нормативной, учебно-программной и методической документации, научно-методической литературы, тематических периодических изданий, лучших научно-методических разработок педагогов колледжа, рекомендованных к распространению;
оснащение центра, кабинетной системы колледжа необходимым оборудованием, современными источниками информации; организация смотров научно- методической работы, внедрение современных форм контроля с целью повышения её эффективности.
Работа методического центра организуется и осуществляется на основе годовых планов. Заседания центра проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. При центре могут создаваться постоянные и творческие объединения педагогических работников (экспериментальные лаборатории, педагогические мастерские, проблемные группы).
ГОРОДСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА Департамента образования города Москвы – инновационный, научно-исследовательский и экспериментальный статус колледжей , деятельность которых предполагает разработку, апробированию и внедрение нового содержания профессионального образования, технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества профессионального образования, а также проведение экспериментальных исследований по другим направлениям, предусмотренным Городской целевой программой «Р азвитие учреждений начального и среднего профессионального образования на 2005 - 2007 годы», иными нормативными правовыми актами, определяющими приоритетные направления политики города Москвы в области начального и среднего професионального образования.
В состав городской экспериментальной площадки первого уровня могут входить одно или несколько учреждений профессионального образования, объединённых единой программой проведения исследовательской и экспериментальной работы.
Введение учреждений профессионального образования в состав городских экспериментальных площадок осуществляется приказом Департамента образования города Москвы на основании заключения Городского экспертного совета в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами и не влечёт за собой изменения статуса учреждений, их организационно-правовой формы и подчинённости.
Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок руководствуются Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Законом города Москва «О развитии образования в городе Москва», Законом города Москвы «Об общем образовании в городе Москве», Законом города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях экспериментальной и инновационной деятельности.
Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок первого уровня имеют право:
вносить изменения в цели, задачи, содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания;
вносить изменения в режим функционирования и структуру управления учреждением профессионального образования, в организацию финансово-хозяйственной деятельности;
после прохождения внешней экспертизы предоставляется право публиковать результаты экспериментальной и научно-исследовательской работы в серии «Инструктивно-методическое обеспечение развития столичного образования» Департамента образования города Москвы, журнале «Профессиональное образование»;
изменять формы и содержание подготовки и переподготовки педагогических кадров.
совет ГЭП является организационно-управленческим органом ГЭП Колледжа и создается в целях повышения качества инновационной и опытно-экспериментальной работы, управления инновационными процессами в образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива.
Экспериментальные лаборатории как структурные подразделения научно-методической службы образовательного учреждения стали создаваться в последние годы в условиях развития научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, инновационной деятельности педагогических работников средних специальных учебных заведений.
Временный творческий коллектив (ВТК) является научно-методическим формированием, объединяющим педагогов на основе общности интереса, единой профессиональной задачи и методической темы, деятельность которого четко регламентируется определенным сроком.
В составе ВТК в зависимости от решаемой задачи кроме педагогов образовательного учреждения могут быть включены работники региональных научно-методических структур сферы образования, ученые-педагоги вузов, специалисты профильных предприятий.
Группы мониторинга . В связи с возросшими требованиями заказчиков кадров к качеству подготовки специалистов, в условиях рыночной экономики, в учебных заведениях СПО получила развитие диагностико-аналитическая деятельность научно-методической службы с целью получения объективной информации об исследуемом объекте. При этом в качестве объектов мониторинга могут выступать: образовательный процесс, содержание образования, качество подготовки специалистов, территориальный рынок методических и образовательных услуг, кадровые потребности работодателей и рынка трудовых ресурсов и др.
Изучение работы научно-методических служб учебных заведений СПО показывает, в частности, что группы мониторинга в зависимости от избранного объекта исследования осуществляют разработку диагностических методик, программ мониторинга:
- профессиональных и информационных потребностей педагогов и руководителей профессиональных учреждения.
- образовательного процесса;
- реализации профессиональных образовательных программ;
- методической, исследовательской, опытно-экспериментальной работы.
Практика показывает, что методически организованная углубленная диагностико-аналитическая деятельность научно-методической службы, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений является важным условием повышения эффективности образовательного процесса и научно-методической работы путем организации их на диагностической основе.
Экспертная группа . Создание экспертной группы в структуре обновленной научно-методической службы обусловлено тем, что в результате модернизации образования учебные заведения во многом стали самостоятельно решать задачи учебно-методического оснащения образовательного процесса, обеспечения качества разрабатываемой учебно-программной и методической документации.
Практика показывает, что в образовательных учреждениях среднего профессионального образования экспертные группы осуществляют экспертизу и оценку качества значительного количества учебно-методических и нормативных документов, методической продукции, создаваемой педагогическими работниками, в том числе:
рабочих учебных программ по учебным дисциплинам;
инновационных авторских учебных программ;
учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам и специальностям;
авторских курсов лекций;
рукописей учебников, учебных и методических пособий, комплектов дидактических раздаточных материалов;
результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы;
локальных актов, положений и рекомендаций, регламентирующих вопросы организации методической, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.
Экспертные группы готовят для научно-методического совета рекомендации по тиражированию, использованию представлению на выставки и смотры конкурсы отдельных видов продукции методической, научно-иследовательской опытно-экспериментальной деятельности педагогов образовательного учреждения.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА по проблеме: «Управление инновационной деятельностью и качеством профессионального образования в колледже» (72 часа, на базе ГБОУ СПО Политехнический колледж №8 им. Дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова)
Учебный план курсов (2007-2008 уч. год) предусматривает занятия руководителей колледжа и участников ГЭП по следующим проблемам:
управление инновационной деятельностью колледжа : структура управления, нормативы, состав по штатному расписанию, функционал;
содержание и структура системы управления качеством профессионального образования в политехническом колледже : типовые положения, норматив, структура и функции служба мониторинга качества профессионального образования в колледже;
технология организации экспериментальной площадки в московском колледже : типовые положения, регламент, документооборот, требования к преподавателям-экспериментаторам, участие и функции администрации колледжа в организации экспериментальной работы в колледже;
технология проектирования, регламент разработки и апробации интегрированных учебных планов и программ в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕН-НЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НПО и СПО третьего поколения.
ЗАНЯТИЯ проводяться два раза в месяц (певая и третья среда, в 15.00) c 17 октября 2007 года.
Место проведения курсов – м. «Динамо», 1-й Боткинский проезд, д.7 а..
Редакционно-издательская группа в соответствие с решениями научно-методического совета обеспечивает тиражирование научно-методической продукции, учебно-методической и нормативной документации, дидактических раздаточных материалов, издание учебных методических пособий.
Служба стандартизации является относительно новым нетрадиционным элементом научно-методической службы образовательного учреждения. В ее состав входят: заместитель директора по учебной и учебно-производственной и научно-методической работе, опытные преподаватели и документовед.
Создается служба стандартизации для разработки и обеспечения соблюдения единых требований к оформлению разрабатываемой в образовательном учреждении учебно-методической и нормативной документации, учебно-методической литературы, научно-методической продукции, в том числе:
- рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, календарно-тематических планов;
- учебных и методических пособий, научных и методических рекомендаций, разработок, указаний;
- лабораторных и практических работ, курсовых проектов (работ), рефератов;
- тестов, контрольных работ, экзаменационных билетов;
- положений, регламентирующих порядок проведения открытых учебных занятий, промежуточной и итоговой аттестации, педагогических чтений, месячников дисциплин цикловых комиссий и др.
Служба стандартизации в своей деятельности подотчетна научно-методическому совету образовательного учреждения.
Научно-практическая конференция (НПК) является одной из организационных форм научно-исследовательской и научно-методической деятельности инженерно-педагогических работников Колледжа, в рамках работы которой ежегодно подводятся итоги коллективных, групповых и индивидуальных исследовательских и научно-методических программ и проектов.
Научно практическая конференция представляет собой совместное заседание всех инженерно-педагогических работников Колледжа, проводится в виде пленарного заседания, работы в секциях и на круглых столах, итогового конкурса-смотра лучших научно-методических разработок (авторских программ, учебников, учебных пособий, задачников, курса лекций, конспектов по курсу, тестов по курсу, методических разработок деловых игр, тренингов, лучших дипломных проектов и курсовых работ, компьютерных программ по курсу, инновационных технологий моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, тренажеров, табличного материала и схем, средств контроля и др.).
Научно практическая конференция представляет собой свободный обмен мнениями, идеями, практическими наработками на основе научного диалога членов инженерно-педагогического коллектива.
Модель обновленной научно-методической службы Колледжа выгодно отличается от традиционной методической службы многими своими характеристиками и, в частности, тем, что она:
- наделена более широким спектром функций, в том числе и такими качественно новым функциями, как научно-методическая, диагностико-аналитическая, экспертная, издательская и др.;
- потенциально рассчитана на активное вовлечение педагогов в научно-исследовательскую, инновационную деятельность благодаря наличию в данной методической службе проблемных групп, временных творческих коллективов, экспериментальных лабораторий и других структурных подразделений с преимущественно новационной и инновационной направленностью их работы;
- представляет собой более гибкую модель методической службы ввиду наличия в ее составе временных, меняющихся при необходимости структурных элементов (ВТК, различные микрогруппы и др.).
Для эффективной модернизации повышения качества работы научно-методической службы образовательного упреждения ее следует совершенствовать и развивать системно, в едином целостном процессе обновления ее целей, задач и содержания, функций и организационной структуры, совершенствования управления и ресурсного обеспечения.
| |
|
|